Миссия просветительского движения
в условиях современных геополитических вызовов, реализации Стратегии государственной национальной политикии, противодействия экстремизму
Светик Ф.Ф.,
ответственный секретарь ОСПО,
вице-президент Общества «Знание» России,
профессор
Стремление со стороны западных лидеров использовать язык санкций и ультиматумов в отношении многонациональной, владеющей огромными ресурсами России свидетельствует о том, что их не устраивает наш курс, на защиту суверенитета, собственных государственных интересов и безопасности.
Экстремизм в современном мире используется как инструмент геополитики и передела сфер влияния. Разжигание конфликтов между людьми разных национальностей и верований, пропаганда националистической идеологии, массовые нарушения общественного порядка на этой почве, призывы к насильственному свержению существующего строя – прямое проявление антинародного мышления и экстремизма.
По мнению многих аналитиков, антироссийские силы намерены реализовать к 2018 году планы по обострению наших внутренних и внешних проблем, дестабилизировать управление, социальную сферу и направить общественное мнение в протестно-разрушительную сторону. Результатом их действий должна бы стать, по их сокровенным чаяниям, смена руководства страны, занимающего твердую позицию по превращению России в сильную и влиятельную мировую державу.
Наши оппоненты, все больше поворачиваясь к «истокам холодной войны», стремятся к запуску в центре и регионах, наиболее сложных в национальном составе, пропагандистской машины, ориентированной на раскачивание «системы». Они ведут эту работу агрессивно, с использованием новейших информационных технологий.
В числе приоритетов определены: создание круглосуточного спутникового канала для России; активизация зависимых НКО; формирование различных площадок для «мягкой силы» и многое другое. Крупная ставка делается на глобальную сеть Интернет, где наши оппоненты пока доминируют.
Вокруг наших границ проходят «оранжевые» и прочие цветные революции, которые все больше приобретают форму вооруженной борьбы и разрабатываются по правилам военной операции. Народы, прошедшие через эти безответственные «эксперименты» испытывают тяжелейшие потрясения и долговременные трагические последствия. Мы обязаны сделать все необходимое, чтобы подобное в России не случилось.
1. Современные геополитические реалии, общественно-политическая ситуация, характер межнациональных и межконфессиональных отношений определяют для гражданского общества, просветительских объединений необходимость развертывания конкретных и адекватных ситуации действий для противостояния вызовам и угрозам, с которыми сталкивается наша страна.
В новой Стратегии противодействия экстремизму до 2025 г., рассмотренной в ноябре на Совете безопасности страны, наибольшей опасностью для России определяется «национализм, религиозная нетерпимость и политический экстремизм». Называются три основных направления противодействия экстремизму: повышение внимания к межнациональным и межрелигиозным отношениям; работа с молодежью; совершенствование миграционной политики.
Президент страны В.В. Путин на первый план в решении этих проблем ставит профилактику, поскольку надо последовательно, глубоко и настойчиво искоренять даже предпосылки для проявления экстремизма. Это не только ведомственные задачи. Силами только правоохранительных организаций с этим злом не справиться. Необходимо действовать единым фронтом: другие министерства; все уровни власти; система образования; политические партии; структуры гражданского общества и просветительские объединения; правозащитные организации и представители традиционных религий России.
Но никакого преследования инакомыслия Стратегия не предусматривает. Главный инструмент противодействия экстремизму – это профилактика.
2. Проводимые в стране исследования свидетельствуют, что усиливается желание основной части российского общества позитивно влиять на происходящие процессы.
Высокий рейтинг В.В. Путина — это «вотум доверия», которое российское общество выразило Президенту после возвращения Крыма.
Серьезные интеллектуальные ресурсы направляются на развитие инфраструктуры информационного пространства, включая международные программы.
Выросло новое поколение активистов, которые добиваются заметных улучшений дел на местах. «Не виртуально», а реально они собирают вокруг себя единомышленников волонтеров – добровольцев. Вместе добиваются реализации тех «малых дел», которые преобразуют Россию, делают нашу жизнь лучше.
Возрастает роль Общественной палаты РФ, Общественных палат субъектов и Общероссийского народного фронта.
Однако, 56% граждан еще не проявляет никакой общественной активности, не участвуют ни в публичных слушаниях, ни в работе по месту жительства. Всего 16 % населения вовлечены в деятельность НКО. Только 38 % россиян считают, что могут влиять на происходящие преобразования и не видят объективных возможностей для этого. Особенно это проявляется в явке на избирательные участки.
Заметно деградировала массовая членская база ряда сетевых объединений гуманитарного и просветительского профиля, которые ослабили работу по привлечению в свои ряды активных граждан и молодежи.
Законодательство об НКО нуждается в дальнейшем совершенствовании, а третий сектор в целом – в новой институализации. С этим согласны многие эксперты Общественной палаты.
Например, Общество «Знание», имеет реальные возможности усилить свои позиции в регионах. С учетом развития в стране внимания к просветительству, образованию, росту настроений консолидации и патриотизма довести численность организации до 300-400 тыс. человек из числа активных предствителей интеллегенции и молодежи.
Справочно:
Общество «Знание» России входит в число крупнейших общественных объединений просветительского направления и соответствует общероссийскому статусу, сохраняя, при существующей двухуровневой сетевой структуре, относительную управляемость из Центра.
Устав организации, обновленный на XV Съезде в 2013 году, при известном его внутреннем несовершенстве, позволяет провести назревшую комплексную модернизацию объединения и перевести его деятельность в инновационные технологии и современные формы просветительства.
При этом предстоит устранить ошибки в организационной, структурной, экономической и финансовой практиках, а также в кадровой политике.
Общество «Знание» России имеет все возможности, чтобы в ближайшие время войти в ряд ведущих институтов гражданского общества, вносить существенный вклад в реализацию идей В.В. Путина по преобразованию России, в формирование в стране объективного общественного мнения, патриотического воспитания молодежи и укрепления доверия к законно избранной Власти.
3. Важнейшей задачей, в сложившихся условиях, становится формирование готовности россиян к активному противодействию нарастающим внутренним и внешним вызовам и угрозам.
Граждане нашей страны должны обладать устойчивым иммунитетом против антироссийских сил, которые с помощью различных информационных фальсификаций и манипуляций, экономических и политических санкций пытаются провоцировать межнациональные конфликты, дестабилизировать общественно-политическую обстановку и систему управления, направить общественные настроения в протестную и разрушительную стороны.
Необходимо использовать дополнительные возможности общественных объединений для совершенствования системы независимого мониторинга и анализа отношений между различными национальными и социальными группами; создавать в стране атмосферу уважения и поддержки культуры и обычаев, отражающих самобытность народов, которые живут в конкретном регионе, городе и селе. В таком подходе заложена прочная база развития сильной духовно-нравственной основы общества, основа для формирования и укрепления единства общероссийской гражданской нации и патриотического воспитания молодого поколения.
Институтам гражданского общества и НКО просветительского профиля следует концентрировать свою деятельность на создании системы социально-экономического, правового и политического просвещения, гражданской ответственности и патриотизма. Необходимо конструктивное взаимодействие и координация действий государственных структур, общественных объединений и других заинтересованных сторон на всех уровнях с целью:
- развития движений массового участия населения, прежде всего молодежи, в гражданских практиках, социально- и общественно-значимых конкретных инициативах и акциях;
- совершенствования работы в области патриотического воспитания и формирования мировоззрения общероссийского гражданского самосознания.
Необходимо исключить возникновение в молодежной среде радикальных движений. Не допускать проповедников экстремистских организаций к вербовке молодых людей в число своих последователей, противодействовать пропаганде экстремистских идей через мировую сеть Интернет.
Следует развивать опыт создания в вузах и других учебных заведениях инициативных объединений студентов, аспирантов, молодых преподавателей и ученых для участия в конкретной и реальной просветительской (лекционной) и историко-патриотической работе в различных коллективах и по месту жительства, поддерживать стремление молодежи участвовать в интернет-программах, в создании проектов, акций и программ патриотического содержания, научно-познавательных циклах, викторинах, конкурсах и содержательных диспутах.
Задача – используя новые возможности сформированного законодательства в сфере Интернета, нейтрализовать набирающую силу в виртуальном пространстве идеологию экстремизма, перехватить инициативу и развернуть огромные возможности Всемирной Сети в сторону конструктивной и объективной научно-популярной и просветительской работы в сфере патриотического воспитания российской молодежи.
4. Организационно-методической основой для активизации, а также координации работы социально-ориентированных НКО, могла бы стать «Программа участия гражданского общества в воспитании патриотизма, укрепления российского национального самосознания и нейтрализации внутренних и внешних угроз для страны» (название условное). Реализация разрабатываемых проектов, позволит создать в обществе атмосферу гражданской активности и ответственности, вовлекая в деятельность активных граждан, в том числе молодежь, имеющих опыт и интерес к воспитательной и просветительской деятельности.
Программу целесообразно рассмотреть на (IV) Всероссийском конгрессе просветительских организаций и принять Меморандум (Хартию) «О современной миссии российского просветительства».
Конгресс мог бы стать своеобразным импульсом и организационно-методической платформой для региональных общественных палат, НКО и актива с учетом их конкретной специфики. Для обеспечения взаимодействия, координации и консолидации всех ветвей власти, бизнес-сообщества, религиозных объединений, общественного сектора и других заинтересованных организаций, полезно распространить практику формирования межотраслевых координационных советов (опыт Москвы, Ульяновска и др.). Особого внимания требует деятельнось в сети Интернет, используя ее возможности в интересах приоритетных задач для страны.
5. Реализации комплексных задач в области просветительства будет способствовать подготовленный рядом организаций проект: «Инновационное развитие массовой лекционной просветительской системы в научно-исторической сфере и в области патриотического воспитания молодежи» (далее – «Инновационная лекционная система»).
Приоритетами тематического содержания проекта, его методического, технологического, кадрового и организационного обеспечения являются:
во-первых, информационно-просветительская деятельность по поддержке линии и инициатив Президента России В.В. Путина.. Ключевой фактор нашего продвижения - доверие к власти.
Возрастает значение оперативной контрпропаганды на основе анализа различных угроз, вызовов, санкций и фальсификации со стороны Запада.
В число тематических приоритетов также входят: воспитание патриотизма и формирование общероссийского самосознания; поддержка и развития русского языка; популяризация достижений отечественных науки, культуры, искусства и образования; повышение правовой культуры и гражданской ответственности россиян;
во-вторых, в эпоху лавинообразного распространения информации, миссия просветительства заключается не в ее трансляции, а в исполнении функции своеобразного навигатора и комментатора, который помогает человеку сориентироваться в информационной стихии.
Следовательно, массовая система просветительства на базе информационных технологий должна учитывать общероссийские приоритеты, моральные, культурно-нравственные ценности; разноплановость личных интересов граждан; оперативность подачи информации, ее актуальность и достоверность;
в-третьих, методическое построение и организационно-технологическое обеспечение, как показывает опыт реализации известных популярных просветительских программ, должны предусматривать использование интерактивных учебно-методических форм при реализации лекционных циклов, мастер-классов, интернет-конференций с обязательным участием выдающихся ученых, авторитетных специалистов, деятелей культуры, признанных политологов, аналитиков и экспертов.
Синтез и интеграция традиций отечественной лекционной культуры, современных информационных систем и технологий – главное условие формирования функциональной и дееспособной, массовой лекционно-просветительской системы общероссийского масштаба.
6. Принципы и критерии, реализуемые в «Инновационной лекционной системе»:
- «живое общение» – чтение лекций или проведение тематических встреч с участием авторитетных и высококвалифицированных специалистов в престижной аудитории (залы Дома ученых РАН и др.);
- «прямая трансляция лекций в сеть Интернет или другие каналы СМИ» – обеспечивает массовое подключение пользователей к лекционной программе (200-300 тыс. человек);
- «обратная связь» – лектор или другие специалисты, после прочтения лекции, в заранее назначенное время (через 7-10 дней), в режиме он-лайн дает из студии комментарии и ответы на поступившие в его адрес вопросы;
- «информационная поддержка» – определение удобного времени для лекции, обеспечение широкого предварительного информирования о содержании, графике, а также составе участников проводимых акций;
- «тиражирование» – текст лекции записывается, стенографируется и используется в учебных, просветительских и информационных целях. Возможно неоднократное повторение в сети Интернет и др.;
- «диверсификация и доступность» – материалы доклада (лекции) могут оперативно и массово издаваться в виде брошюры электронном виде, распространяться и передаваться в учебные заведения и библиотеки;
- «издательская программа» – ежегодно по итогам проекта издаются тематические сборники «Наука и человечество. XXI век», «Русский язык на планете Земля», «Новые страницы истории» и др.. Формируется и тиражируется для региональных публичных центров серия мобильных информационно-просветительских выставок (с дублированием в электронном виде) и экспонированием в Сети).
7. В разработке проекта – инновационного и масштабного по постановке, многотемного и актуального по содержанию, адресного, высокотехнологичного и комплексного в реализации – принимают на инициативной основе заинтересованное участие представители организаций: Российская Академия наук (РАН); Российская Академия художеств (РАХ); Российский Государственный Университет нефти и газа им. И.М. Губкина (РГУ НиГ); Ассоциация народных художественных промыслов РФ; Российский Государственный Институт русского языка им. А.С. Пушкина (РГИ РЯ); Общероссийская общественная организация «Совет общественных наблюдательных комиссий» (СОНК), Международный фонд «Знание» (МГОФ) и другие.
Очевидно проект требует научно-методической и организационной поддержки от федеральных организаций: Министерство образования и науки РФ; Общественная палата РФ (ОПРФ), Общество «Знание» России.
Разработчик и координатор проекта – Фонд «Знание» им. С.И. Вавилова.
Состав участников проекта позволяет включить квалифицированный состав специалистов, как в процесс разработки, так и в пилотный формат, а также при тиражировании проекта.
Практический опыт реализации инновационной лекционной системы подтверждает перспективность использования технологий интернет-трансляций. Однако, для достижения необходимой массовости и тиражирования при распространении актуальной информации, формировании объективного общественного мнения и оперативной контрпропаганды, целесообразно активно опираться на возможности социальных сетей, а также на развивающуюся систему блогерства и других технологий.
К развитию проекта могут присоединяться другие организации и специалисты, включая регионы страны.
8. План-график реализации проекта в 2015-2017 гг..
Практическая реализация проекта, необходимость использования современных технологий, участия квалифицированных кадров, предусматривает три рабочих этапа:
I этап: март 2015г. – июнь 2016г.:
формирование тематических циклов (1этап: 3-4цикла) и коллективов специалистов: организационно-технологическое обеспечение; проведение пробных цикловых лекционных выходов (1-2 выхода) в аудитории и в сеть Интернет; согласование плана-графика информационно-просветительских мероприятий и др.
II этап: сентябрь 2016 г. – июнь 2017 г.:
информационно-предметное наполнение тематико-лекционных циклов; согласование состава лекторов и ассистентов, план-графиков просветительских мероприятий; проведение по каждому циклу (II этап: 6 циклов); лекционно-информационных выходов (1 выход в 3 месяца) в аудитории и в Сеть; обязательное включение «обратной связи»; развитие информационной программы «Доверие к Власти. Контрпропаганда» (название условное).
III этап: сентябрь 2017 г. – декабрь 2017 г.:
информационно-предметное наполнение тематико-лекционных циклов (III этап: 8 циклов); согласование состава лекторов и ассистентов; обеспечение интерактивных форм и методик; «обратная связь»; издательская программа; организация библиотечного фонда и информационного банка данных проекта.
На третьем этапе обеспечивается подготовка организационно-методических, ресурсных и кадровых предложений для вывода проекта на ежедневный (5-6 часов в сутки) режим работы (начиная с января 2017 г.).
Девиз проекта: «Знание: сила и власть!».
9. Выводы и предложения
В условиях нарастания угроз и вызовов для нашей страны, миссия гражданского общества заключается в активизации деятельности по их нейтрализации, укреплению доверия россиян к власти – ключевого фактора нашего продвижения.
Организационно-методической основой для системных действий должна стать «Программа участия гражданского общества в воспитании патриотизма, укреплении российского национального самосознания и нейтрализации внутренних и внешних угроз для страны» (условно).
Программу целесообразно рассмотреть на очередном (IV) Всероссийском конгрессе просветительских организаций.
Задача институтов гражданского общества, опираясь на происходящий в стране рост настроений консолидации и патриотизма, использовать современные возможности, как своеобразный импульс и организационно-методическую платформу для включения региональных общественных палат, НКО и актива в сферу практической просветительской деятельности.
Для обеспечения взаимодействия и координации всех ветвей власти, бизнес-сообщества, общественного сектора и других заинтересованных организаций, полезно распространить практику формирования межотраслевых координационных советов (опыт Москвы, Ульяновска и др.).
Деятельность Советов будет способствовать включению в сферу практической работы с людьми максимального количества граждан, прежде всего молодежи, активизировать работу НКО и сетевых объединений, вовлекать в работу с людьми активных представителей творческой и научной интеллигенции: работников культуры; науки; образования; журналистов и лидеров национальных культурных автономий.
Комплексный проект «Инновационное развитие массовой лекционно-просветительской системы в научно-исторической сфере и области патриотического воспитания молодежи» представляет современный синтез и интеграцию традиций лекционной культуры, информационных систем и технологий, возможностей сети Интернет.
Высокий потенциал обеспечивается актуальностью тематики, высокой квалификацией просветительских кадров, интерактивными и эксклюзивными методиками, оперативностью и доступной «обратной связью».
Полноформатная реализация проекта (до 2018 г.) обеспечит системное, многочасовое (7-8 час.) присутствие актуальных просветительских и информационных программ непосредственно в сети Интернета и их диверсификацию в других форматах.
Комплекс вышеуказанных мер будет способствовать не только нейтрализации внешних и внутренних вызовов, но и активно им противодействовать, развивать инновационные методы просветительства на всех уровнях - до малых городов и поселений, с учетом стратегии государственной национальной политики и особенностей региональных условий.
Экспертный анализ показывает, что реализация предложений по активизации гражданского общества будет способствовать достижению заметных позитивных, качественных и количественных изменений в гражданской позиции и настроениях у россиян.
Масштабное развитие проекта не требует значительных инвестиционных затрат, поскольку он, в основном, опирается на общественные структуры и разрабатывается в инициативном порядке.
* * *
Против нашей страны используются шантаж и силовое давление, информационные и коммуникационные технологии. Предпринимаются попытки раскачать общественно-политическую ситуацию, ударить по уязвимым местам с тем, чтобы в интересах западных сил, ослабить страну, сделать нас уступчивыми на международной арене.
Мы должны адекватно реагировать на эти вызовы, работать системно, иметь долгосрочные программы действий. Важно, чтобы наше гражданское общество занимало активную позицию, вносило свой вклад в профилактику идиологии экстремизма, радикализма, совершенствование национальной политики и, что особенно важно, воспитание молодых людей в духе патриотизма и ответственности за судьбу Родины.
Фотоматериалы