Воскресенье, 05.05.2024, 12:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Общенациональный Совет просветительских организаций

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2015 » Январь » 20 » III Всероссийский Конгресс просветительских организаций «Все мы — Россия!»
14:05
III Всероссийский Конгресс просветительских организаций «Все мы — Россия!»

III Всероссийский КОНГРЕСС просветительских организаций

«ВСЕ МЫ — РОССИЯ!»

 

СОСТАВ ОРГКОМИТЕТА

Светик Федор Федорович — Председатель Оргкомитета, Председатель Правления Международного фонда «Знание», профессор;

Зайцевский Игорь Владимирович — генеральный директор Центрального Российского Дома Знаний Общества «Знание» России;

Березкина Инна Александровна — Председатель Правления «Московского Дома Знаний»;

Григорян Гурген Григорьевич — председатель Редакционной комиссии, доктор технических наук, профессор;

Закаблуцкая Елена Анатольевна — Руководитель проекта Общенационального Совета просветительских организаций (ОСПО)  «Все мы — Россия»;

Каганов Вениамин Шаевич — Президент Фонда «Знание» им С.И. Вавилова, Первый заместитель руководителя Департамента образования города Москвы, доктор экономических наук;

Мартынов Виктор Георгиевич — Президент Московской просветительской общественной организации «Знание» (МПОО «Знание»), ректор РГУ нефти и газа имени. И.М. Губкина, профессор;

Шевелева Надежда Васильевна — Директор Информационно-методического Центра развития просветительства.

 

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ:

ВКЛАД ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

И.Е. Дискин,

Председатель комиссии, по развитию

гражданского общества и взаимодействию

с общественными палатами

субъектов Российской Федерации

 

Реализация государственной национальной политики в нашей стране, преодоление этнических и межконфессиональных напряжений и конфликтов – сфера, требующая активного участия гражданского общества, его энергичного взаимодействия с государственными институтами. Этого требуют как объективные макросоциальные процессы, существенным образом влияющие на характер межнациональных и межконфессиональных отношений, так и общественно-политическая ситуация, определяющая роль гражданского общества в проводимых сегодня преобразованиях.

Россия завершает постсоветский этап своего развития - противоречивый процесс социальной трансформации страны. Она вступает в новый этап, исход которого будет зависеть от вклада гражданского общества.

Новый этап развития характеризуется существенно возрастающими требованиями к функционированию гражданского общества.

Его характеризуют:

· завершающаяся стадия социальной трансформации,

· сложившаяся, относительно устойчивая система общественных отношений,

· объективная необходимость более точно и полно учитывать тренды и закономерности общественного функционирования, деятельность отдельных социальных подсистем  и институтов.  

Качественно изменился социальный фундамент нашего развития. Традиционалистская Россия практически ушла в прошлое. Ее небольшие очаги практически не оказывают влияния на характер нашего развития. Значительные слои и группы освободились от оков традиций и идеологических стереотипов,  самостоятельно выбирают ценности и жизненные стратегии, которым они следуют. В экономической и социальной жизни общества возросло влияние социальной активности и социальной ответственности. В основе жизненных стратегии большинства россиян все больше преобладает рациональная оценка своих возможностей.

Сегодня в нашей стране сложились многие реальные предпосылки для ответа на вызовы нового этапа развития. Но налицо также множество барьеров, препятствующих адекватному на них ответу.

Успешный ответ на новые вызовы невозможен без эффективного вклада гражданского общества - сообщества тех, кого объединяют ценности патриотизма, социальной справедливости и демократии, - складывающегося ценностного ядра современного российского общества. Сообщества тех, для кого значимы  гражданская активность и ответственность, нетерпимость к нарушениям прав и свобод граждан. Сообщество людей, готовых не только словом, но и делом помочь тем, кто не может самостоятельно справиться с бедами и лишениями.

Наличие достаточно массового сообщества, объединенного этими общими ценностями, создает предпосылки для совместных действий, подчиненных не приказам иерархических структур, а гражданскому долгу, общему, совместно выработанному пониманию проблем, целей и задач развития нашей страны.

Предшествующие десятилетия привнесли кардинальные изменения в характер самого существования российского гражданского общества. Этот характер в решающей степени определялся переменами в общественном сознании, в доминирующей повестке дня.

Мораль и утверждение жизненных ценностей, а также дискуссии вокруг них вновь стали значимыми факторами, подвигающими многих на активные действия.

Все эти процессы и движения актуализируют гражданские ценности, формируют нормы и модели гражданской активности и ответственности, создают предпосылки для превращения этих ценностей и норм в прочные регуляторы социальной жизни  людей.

В обществе складываются предпосылки формирования «ответственного класса» - сообщества активных граждан, объединенных стремлениями конструктивного сотрудничества в решении актуальных проблем общественного и государственного развития. Однако, наряду с этим многие социальные, экономические и политические реалии создают прямо противоположные мотивации конформизма, участия в сомнительных, а зачастую асоциальных  и прямо криминальных практиках.

В течение этого периода расширялось пространство диалога власти и общества. В то же время процессы развития гражданского общества, рост его нетерпимости к нарушениям прав и свобод граждан, попраниям законности  сопровождались многочисленными конфликтами с властями разного уровня.

Большой проблемой является сложная и быстро меняющаяся структура нашего общества, затрудняющая обращение к базовым интересам крупных слоев и групп. Зачастую локальные интересы и суетные искушения заслоняют насущные проблемы национальной повестки дня. В такой обстановке трудно преодолевать институциональные ловушки, обуздывать нарушителей правил,  неукоснительное исполнение которых открывает дорогу новому качеству экономики, социальной жизни и государственного управления. 

За последние годы в нашей стране сформировались специализированные институты, обеспечивающие систематическое взаимодействие власти и общества. В целом можно заключить, что диалог власти и общества, налаживание которого в течение длительного периода  рассматривалось многими группами гражданского общества в качестве настоятельной задачи, стал общепризнанным стандартом общественной жизни, явное попрание которого все более связано с политическими рисками.

 Это весомый результат совместных усилий организованного гражданского общества и органов власти разного уровня. От Кремля до муниципий.

Гражданское общество все больше ощущает себя силой, которую власть не только не может игнорировать, но и все чаще воспринимает в качестве равного партнера в диалоге.

Развитие гражданского общества, его субъектов, структур и институтов стало важным элементом стабилизации, укрепления ориентации российского общества на эволюционное развитие, на снижение остроты общественной конфронтации и противоборства. Даже в остро оппозиционных группах большинство не поддерживает конфронтационные,  тем более - силовые, сценарии.

В широких кругах общественности не находят поддержки радикальные тенденции, проявления ксенофобии, нагнетания межнациональной и межконфессиональной розни и ненависти. Гражданское общество в целом демонстрирует высокий уровень толерантности. Оно выступает все более прочной рамкой, сдерживающей эксцессы и радикальные проявления.

Это состояние российского общества, подтвержденное результатами социологических исследований, является базовой предпосылкой для успеха реализации государственной национальной политики.

Постепенно идут процессы консолидации позиций гражданского общества в отношении характера государственного функционирования. Существенно снижается влияние радикальных идеологических пристрастий, растет готовность к широкому общественному диалогу.

Эти процессы развития гражданского общества, наряду с укреплением системы государственных институтов, существенно снизили риски социально-политических потрясений в нашей стране.

Одновременно в последнее время стали заметны тенденции активизации различных групп, объединенных радикальными, если не прямо экстремистскими, идеями и действиями.

К счастью, сегодня нет серьезных игроков, способных реализовать такой сценарий. Организация радикального протеста парализуется слабым распространением радикальных идеологий, а без широкого их распространения невозможна мощная антивластная мобилизация. Относительно невысокие риски кризисных сценариев позволяют ориентировать государственную национальную политику на решение позитивных задач, прежде всего - на формирование общероссийской гражданской нации.

Выход на позитивную траекторию развития нашей страны, снижение рисков «срыва» в кризисные «воронки» требует формирования системы устойчивых институтов, отвечающих как актуальным вызовам, так и запросам активной, ответственной части общества. Создание такой системы институтов требует иного взгляда на институциональное развитие.

Сегодня, при постоянных заклинаниях о значении  институциональной среды, налицо ее примитивно-бюрократическое понимание – лишь формальные нормы: законы, постановления и т.д. Они, безусловно,  важны, но это лишь необходимые, но недостаточные условия. Без учета мотивов основных игроков, сложившихся неформальных практик,  формальные нормы – это всего лишь декорации, за благопристойным фасадом которых кроется коррупция,  дефицит предприимчивости и инициативы, уход от ответственности. 

Без прочной этической основы самые совершенные формальные институты будут заполнены качественно ущербными, зачастую совершенно отвратительными социальными практиками. Российский исторический опыт давал и продолжает давать множество тому подтверждений. 

Безусловно, дурные законы портят общественные нравы. Демократия – необходимое, но отнюдь не достаточное условие эффективного функционирования социальных институтов. Нужно приложить еще много высокопрофессиональных усилий, чтобы демократические импульсы превратились в эффективные решения. Решения, избегающие Сциллы высокомерного технократизма, с одной стороны, и Харибды угодливого популизма, с другой.

Оздоровление общественных нравов, превращение общепринятых,  но зачастую все еще декларативных моральных норм в реальные регуляторы социальной жизни – ключевое условие становления системы эффективных институтов, становления демократического порядка.

Эти императивные требования рождают спрос на специфические социальные ресурсы, которые могут быть предоставлены только гражданским обществом. К ним, прежде всего, относится гражданская активность и ответственность, солидарность, забота об общем благе, защита прав и свобод человека.

Именно общественный прессинг, основанный на ценностях гражданского общества, способен дисциплинировать государственные институты, с тем, чтобы они честно и эффективно выполняли свои функциональные обязанности, не допускали привычной бюрократической волокиты, и тем более - коррупционных посягательств.

Гражданское общество не только главный бенефициар эффективно функционирующего «демократического порядка», но и его главный страж, защита всего общества и государства от возможных его извращений.

Гражданское общество в России, даже существенно усилившее свое влияние, не способно в одиночку решить проблему институциональных преобразований. Для успеха необходим его альянс с государством, точнее с элитными группами, доминирующими в создании формальных институциональных норм и в применении разнообразных санкций. Этот альянс должен базироваться на глубоком понимании незаменимой роли гражданского общества в проведении императивных для страны перемен.

Усилия гражданского общества по становлению демократического порядка реализуются как в форме общественного контроля, так и через распространение гражданских ценностей в слоях и группах, тесно связанных с функционированием институциональной среды, с государственным и муниципальным управлением.

Прежде всего, нужны значимые изменения в самом российском гражданском обществе. Оно должно стать больше гражданским и больше обществом. Необходима большая сплоченность и большая взаимная требовательность. Оно должно стать ответственным партнером государства в проведении масштабных социальных преобразований.

Участие гражданского общества в решении задач государственной национальной политики требует учета специфики деятельности этого общества по преодолению этнических и межконфессиональных напряжений,  интеграции российского общества.

Процессы социальной трансформации в нашей стране, распад структур и отношений традиционного общества привели к обострению чувства этнической и конфессиональной принадлежности многих россиян, но параллельно и к росту отчужденности от иных этнических и конфессиональных сообществ.

В современных условиях межнациональные и межконфессиональные отношения становятся предметом обсуждения гражданского общества, мобилизации его усилий на преодоление конфликтов и напряжений. Для гражданского общества эти отношения важны не только, и не столько, в связи с потенциальной опасностью, как  источник социальных напряжений и конфликтов, - сколько потому, что соответствующие  сообщества являются носителями высокозначимых, зачастую смысложизненных ценностей.

В условиях, когда в обществе отмечается явный дефицит людей, действующих в согласии с собственными убеждениями, любой источник инициатив, способных послужить общественному благу, крайне ценен. 

В российской истории отдельные сообщества демонстрировали высокую социальную сплоченность и следование в социальной и хозяйственной жизни высоким нормам, принятым в своей среде. Многие наши социальные и экономические достижения – их заслуга.

Использование их возможностей наталкивается на многие стереотипы -  как унаследованные от прошлого, так и благоприобретенные за последние десятилетия. Многие такие сообщества культивируют собственную исключительность, противостояние «нечестивому» окружению. В структурах же гражданского общества широко распространены подозрительность и даже нетерпимость к социальной активности различных конфессиональных и этнических сообществ, прежде  всего, к РПЦ.

Взаимные нетерпимость и подозрительность умножают их далеко не лучшие устремления. На низовом уровне этих сообществ хватает активизма неофитов, зачастую граничащего с экстремизмом.

Следует отдать должное: между руководителями этнических и конфессиональных сообществ сложились отношения взаимоуважения и диалога. Эти отношения являются образцом для всего гражданского общества и создают предпосылки для обогащения всего нашего общества ценностями и нормами морали, культивируемыми в таких сообществах. Важная задача гражданского общества - создание институций по информированию всего нашего общества о лучших нравственных образцах и повседневных практиках различных сообществ нашей страны. Это путь как к упрочению взаимного уважения, так и к обогащению нашей жизни.

Устроение внутренней жизни конфессий и этнических сообществ – безусловно, предмет их собственных усилий. Любые высказывания по данному вопросу требуют большого такта, понимания, что речь идет о смыслах жизни многих россиян, искренне и глубоко приверженных  внутрисредовым ценностям. 

В то же время эти сообщества объективно не могут существовать вне гражданского общества России и, соответственно, совсем вне дискуссии относительно норм их жизни, соответствия этих норм нашим общим целям и задачам.  Здесь возникает необходимость выработки неких общепризнанных форматов взаимодействия. Недопустимы ни герметичная замкнутость, ни высокомерные попытки вещать от имени «мирового сообщества» или «общечеловеческих ценностей». 

Значение деятельности этнических и конфессиональных сообществ по предотвращению розни и конфликтов, по упрочению гражданского мира и складыванию общероссийской гражданской нации обусловливают необходимость их дальнейшей институциализации. Речь не идет о  формализации и бюрократизации. Важно их облагораживающее социальное влияние, чтобы нормы и правила, устанавливаемые этими сообществами, наряду с нормами Закона, стали жестким барьером для роста межнациональной и межконфессиональной напряженности, на пути экстремистских устремлений и действий. Чтобы эти нормы стали запретом антисоциальных действий.

Сами эти сообщества должны стоять на страже соблюдения своими сочленами собственных норм. Речь идет не о подмене правоохранительных органов, но о все более действенном моральном воздействии.

Важные задачи в этой связи стоят перед СМИ, миссия которых связана с утверждением ценностей гражданской нации. Сегодня эта миссия далеко не всегда  осознается и руководителями СМИ, и отдельными журналистами. Часто эта миссия становится жертвой погони за сенсациями и недостатка профессионализма при освещении сложных и крайне чувствительных проблем.

Формирование гражданской нации – приоритет деятельности российского гражданского общества. Одновременно следует учитывать, что решение этой задачи невозможно без активного участия этого общества. Это, прежде всего, культурная и идейно-политическая задача. Учитывая устойчивое недоверие россиян к идейно-политическим усилиям государства, решить эту задачу могут лишь структуры гражданского общества.

В рамках ее решения в сознании активных слоев и групп населения необходимо утверждать ценности гражданской активности соединенные с ценностями российского патриотизма. Необходимо утверждение в обществе ценностей толерантности и уважения к нормам, ценностям и традициям культур народов России. Решение этой задачи должно начинаться со школьной скамьи. Но это не пассивное сидение за партой. Здесь необходимо активное приобщение учащихся к практическим проектам гражданского участия, культурной активности, сохранению культурного и исторического наследия.

Всего этого очень трудно добиться в преимущественно секулярном обществе, к тому же в достаточно специфических условиях России, которая переживает религиозный ренессанс, где для многих миллионов россиян столь важны вопросы смысла их жизни, решение этих задач – не утопия, но предмет осмысленных, упорных усилий.

Осуществление этой высокой миссии этническими и конфессиональными сообществами  станет кардинальным сдвигом в развитии российского гражданского общества. Его же долг оказать всемерную поддержку усилиям этих сообществ, направленным на общее благо.

Резолюция

Участники Конгресса считают Указ Президента Российской Федерации от 19.12.12 № 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.» документом особого исторического значения для сохранения целостности и прогрессивного развития Российской Федерации как уникального полиэтнического и многоконфессионального государства, многочисленные народы которого представляют собой устойчивую социальную общность.

На основе обсуждения проблем, выдвинутых Указом Президента Российской Федерации, Конгресс отмечает то серьёзное значение, который этот документ придаёт роли институтов гражданского общества в создании климата межнационального согласия в стране, в формировании у подрастающих поколений общероссийского гражданского самосознания, в формировании в массовом сознании понятия «россияне», как отражения социальной общности всех слоёв населения Российской Федерации.

Конгресс считает просветительскую деятельность важней составляющей активности гражданского общества в деле реализации Стратегии государственной национальной политики и призывает все социально-ориентированные НКО:

  • включиться в работу по просветительской поддержке усилий органов государственной власти в Центре и на местах по реализации Стратегии государственной национальной политики;
  • при проведении этой работы особое внимание уделять молодёжной аудитории с целью содействия формированию у молодых россиян российского национального самосознания;
  • разрабатывать и внедрять инновационные технологии просветительской деятельности, ориентированные на особенности региональных условий;
  • для обеспечения эффективности просветительской деятельности вовлекать в неё широкие слои  населения, занятого  образовательной и культурной деятельностью, предпринимательством, правоохранительной и правообеспечивающей работой, а также ветеранские слои; устанавливать творческие партнёрские связи с молодёжными организациями, деятельность которых имеет патриотическую направленность, вовлекая  членов этих организаций в просветительскую работу в молодёжной среде;
  • обеспечивать координацию своих усилий на региональных уровнях и на этой основе устанавливать партнёрские отношения с институтами государства (на уровне федеральных округов и субъектов Федерации) в сфере управления, образования и культуры.

Конгресс считает целесообразным:

 - обратиться к Общественной Палате Российской Федерации, а также к общественным палатам субъектов Федерации с предложением провести слушания по вопросу о роли и задачах социально-ориентированных НКО в связи с необходимостью организации работ по общественной просветительской поддержке усилий государства в деле реализации Стратегии Государственной национальной политики Российской Федерации;

- обратиться к научным сообществам страны в области истории, политологии, педагогики, культурологи, правоведения с призывом поддержать просветительскую деятельность в соответствии материалами данной резолюции;

- по результатам обсуждения в социально-ориентированных НКО данной резолюции провести Общенациональный Конгресс Просветительских Организаций, посвящённый проблемам просветительства в области межнациональных отношений в Российской Федерации и становления российского гражданского самосознания молодёжи страны.

 

 

Москва, 20.06.2013 г.

 

 

 

 

Просмотров: 886 | Добавил: Юрий | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz