Пятница, 29.11.2024, 13:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Общенациональный Совет просветительских организаций

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2015 » Январь » 20 » IV ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ. ДОКЛАД ДИСКИНА И.Е..
15:31
IV ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ. ДОКЛАД ДИСКИНА И.Е..

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

 

Дискин И.Е.

Председатель Комиссии ОП РФ

по гармонизации  межнациональных и

межконфессиональных отношений

 

 

Реализация государственной национальной политики в нашей стране, преодоление этнических и межконфессиональных напряжений и конфликтов – сфера, требующая активного участия гражданского общества, его энергичного взаимодействия с государственными институтами. Этого требуют, как объективные макросоциальные процессы и новые геополитические вызовы, существенным образов влияющие на характер межнациональных и межконфессиональных отношений, так и общественно-политическая ситуация в нашей стране. Все эти факторы  определяют требования к гражданскому обществу в проводимых сегодня преобразованиях.

Россия завершает постсоветский этап своего развития -  противоречивый процесс социальной трансформации страны. Она вступает в новый этап, исход которого в большей, если не в решающей степени, будет зависеть от вклада гражданского общества.

Социальная трансформация и межнациональные отношения.

В настоящее время в нашей стране завершается процесс макросоциального трансформационного перехода, в значительной мере определяющего всю систему социальных отношений. Этот процесс, как показывают результаты многих социологических исследований, характеризуется существенным ростом индивидуализации, персональным выбором ценностных ориентиров и моделей социального действия, растущим значением рациональной адаптации к существующим социально-экономическим и политическим условиям.

В результате этого процесса в нашей стране формируется достаточно устойчивые социально-экономическая структура и система социальных отношений, которые будут определять характер общественных отношений на среднесрочную перспективу.

Качественно изменился социальный фундамент нашего развития. Традиционалистская Россия практически ушла в прошлое. Ее небольшие очаги практически не оказывают влияния на характер нашего развития. Значительные слои и группы освободились от оков традиций и идеологических стереотипов,  самостоятельно выбирают ценности и жизненные стратегии, которым они следуют. В экономической и социальной жизни общества возросло влияние социальной активности и социальной ответственности. В основе жизненных стратегиях большинства россиян все больше преобладает рациональная оценка своих возможностей.

Процессы социальной трансформации в нашей стране, распад структур и отношений традиционного общества привели к обострению чувства этнической и конфессиональной принадлежности многих россиян, но параллельно и к росту отчужденности от иных этнических и конфессиональных сообществ.

В современных условиях межнациональные и межконфессиональные отношения становятся предметом обсуждения гражданского общества, его усилий по преодолению конфликтов и напряжений. Для гражданского общества эти отношения важны не только и не столько в связи с потенциальной опасностью – как  источник социальных напряжений и конфликтов, сколько потому, что соответствующие  сообщества являются носителями высокозначимых, зачастую смысложизненных ценностей.

Большой проблемой является сложная и быстро меняющаяся структура нашего общества, затрудняющая обращение к базовым интересам крупных слоев и групп. Зачастую локальные интересы и суетные искушения заслоняют насущные проблемы национальной повестки дня. В такой обстановке трудно преодолевать институциональные ловушки, обуздывать нарушителей правил,  неукоснительное исполнение которых открывает дорогу новому качеству экономики, социальной жизни и государственного управления. 

Эти процессы явно преобладают в общественном развитии нашей страны и создают предпосылки для успешного экономического, социального и политического развития. Они обусловили, в частности, некоторая стабилизация  числа правонарушений экстремистской направленности, связанных с межнациональными и межрелигиозными конфликтами.

В то же время общественное внимание и СМИ сосредоточивают свое внимание на проявлениях розни на национальной и религиозной почве, на деятельности радикальных и экстремистских образований. Это неудивительно, т.к. соответствующие факты вызывают большую озабоченность общественности нашей страны. Угрозы межнациональному и межрелигиозному миру воспринимаются в обществе как серьезная потенциальная угроза нашему государственному и общественному развитию.

Отражением этих озабоченностей стало выступление Президента России В.В. Путина 22 июля 2014 г.  на заседании Совета безопасности РФ, посвященного проблемам территориальной целостности страны. Президент заявил, что первый приоритет при решении этой критически важной проблемы «последовательная работа по укреплению межнационального согласия, грамотная миграционная политика, жесткое реагирование на факты бездействия должностных лиц или преступления, которые могут быть спровоцированы конфликтами на межнациональной почве… И, конечно, крайне важно, чтобы активную позицию занимало наше гражданское общество, реагировало на факты нарушения прав и свобод человека, вносило свой вклад в профилактику радикализма и экстремизма.

Именно от гражданского общества мы ждем действенной помощи в совершенствовании системы госуправления в сфере национальной политики и, что особенно важно, в воспитании молодого поколения людей в духе патриотизма и за судьбу   Родины».

Это обращение Президента – ясный ориентир для гражданского общества.

За последние годы в нашей стране сформировались специализированные институты, обеспечивающие систематическое взаимодействие власти и общества. Это, прежде всего, Общественная палата Российской Федерация, общественные палаты субъектов Федерации, общественные палаты (общественные советы) муниципальных образований.

В целом можно заключить, что диалог власти и общества, налаживание которого в течение длительного периода  рассматривалось многими группами гражданского общества в качестве настоятельной задачи, стал общепризнанным стандартом общественной жизни, явное попрание которого все более связано с персональным политическими рисками для тех, кто попирает эти стандарты.

 Это весомый результат совместных усилий организованного гражданского общества и органов власти разного уровня. От Кремля до муниципий.

Гражданское общество все больше ощущает себя силой, которую власть не только не сможет игнорировать, но и все чаще воспринимает в качестве равного партнера в диалоге.

Развитие гражданского общества, его субъектов, структур и институтов стало важным элементом стабилизации, укрепления ориентации российского общества на эволюционное развитие, на снижение остроты общественной конфронтации и противоборства. Даже в остро оппозиционных группах большинство не поддерживает конфронтационные и, тем более, силовые сценарии.

В широких кругах общественности, как показывают результаты социологических исследований, не находят поддержки радикальные тенденции, проявления ксенофобии, нагнетания межнациональной и межконфессиональной розни и ненависти. Гражданское общество в целом демонстрирует высокий уровень толерантности. Оно выступает все более прочной рамкой, сдерживающей эксцессы и радикальные проявления.

Это состояние российского общества, подтвержденное результатами социологических исследований, является базовой предпосылкой для успеха реализации государственной национальной политики.

Патриотическая мобилизация и межнациональные и межкультурные отношения;

Одним из определяющих факторов современных общественных отношений является мощная патриотическая мобилизация, возникшая в нашей стране в результате возвращения Крыма и Севастополя в состав России. Соответствующие решения высшей государственной власти были в полной мере народными - в полной мере отвечали высоко значимым народным ценностям патриотизма, справедливости (прежде всего, справедливости социальной) и свободного демократического выбора своей исторической судьбы - основы складывающегося  нравственно-этического фундамента современного российского общества. Они во многом разрушили барьер недоверия большинства россиян к нашим элитам, на деле показавшим, что они ставят национально-государственные интересы России выше, чем свои коммерческие интересы и имущество в странах Запада.

Возникшие широкий национальный «посткрымский» консенсус, охватывающий примерно-80-85% россиян, создал уникальную возможность его трансформации в устойчивую социальную платформу для более эффективного функционирования системы социальных, экономических и политических институтов.  Сегодня, вопреки спекуляциям оппозиционеров-маргиналов, уровень поддержки демократии в нашей стране достиг исторического максимума.  Так, в сентябре 2014г. доля граждан, считающих, что им лично важно, чтобы в России была демократия достигла 63%, тогда как в сентябре 2010г. этот показатель составлял 58%.

Одним из результатов патриотической мобилизации стало явное снижение общественной озабоченности проблемами межнациональных отношений и миграции. Так, в июле этого года только 19% наших граждан называли эту проблему в числе главных проблем нашей страны, тогда как в сентябре 2013 года ее отмечало 39% соотечественников.

Этот широкий национальный консенсус открывает дорогу назревшим реформам, позволяющим России дать достойный ответ на современные геополитические, геоэкономические и внутренние вызовы. Эффективные институты, включая социальные институты, регулирующие межнациональные отношения, необходимое условие для национального успеха России.

Следует ясно понимать, что «крымская» политика российского руководства, отвечающая чаяниям и надеждам большинства россиян, задала новую очень высокую планку требований. Теперь действия руководства страны во всех ключевых областях политической, экономической и социальной жизни страны будут сверяться с этой очень высокой планкой.

Разрушение национального консенсуса, последующее массовое разочарование, отчужденность общества от власти станут высоким барьером на пути развития нашей страны, создадут питательную среду для  разнообразных напряжений и конфликтов, угрозу разрастания их в социально-политический кризис.

Распад сложившегося патриотического консенсуса возможен лишь в случае, если какие-либо действия властей будут восприняты в качестве явственного попрания одной из высоко значимых ценностей, составляющих фундамент этого ценностного консенсуса. Примером такого решения является памятная всем «монетизация льгот», воспринятая старшим поколением как обесценение всей их прожитой жизни. Одним из «триггеров», способных запустить распад консенсуса, может стать какое-либо ошибочное или опрометчивое решение, затрагивающее ценностные основания межнационального мира и согласия.

В этой связи следует отметить, что поддержание «посткрымского» консенсуса -  миссия гражданского общества России. Значима его роль в качестве «стража» межнационального мира и согласия, в выявлении потенциальных очагов напряженности, а также в организации диалога между различными этническими группами и сообщества нашей страны, формировании общественной атмосферы братской дружбы между народами России, что полностью соответствует историческим традициям нашей страны.

 

Трансформация, социальная интеграция и радикальные национальные и религиозные образования.

В рамках социальной трансформации, как всегда в масштабных социальных процессах, происходят сбои – определенная часть индивидуумов не адаптируется и не интегрируется в сложившуюся социальную систему.

Эти сбои в значительной мере результат серьезных дисфункций в сложившейся в нашей стране системе социализации и социальной интеграции.

Здесь сказывается снижение регулирующей роли ряда социальных институтов. 

Общей, отмечаемой экспертами проблемой, является снижение социального статуса культуры, регулирующего значения ее общепринятых норм. Во многих слоях и группах российского общества значительно увеличился «зазор» между «парадными», декларируемыми культурными нормами, с одной стороны, и реальными нормами поведения, с другой.

Во многих социальных слоях и группах снизилась ориентация на образцы, транслируемые «высокой» литературой и искусством. Следует отметить, что и «высокое» искусство в большой мере отказалось от великой традиции русской культуры по формированию в обществе прочной нравственно-этической атмосферы, по утверждению   в нем стандартов поведения.

Важным фактором также стало снижение социализирующей роли семьи, в большой мере обусловленное общей социальной атмосферой, снижением социального статуса культуры.

Еще более существенны недостатки социализирующей и интегрирующей роли системы образования. Концепция «школы компетенций», ориентирующая среднее образование, прежде всего, на приобретение практически значимых знаний и навыков привела к снижению роли средней школы, а вместе с ней и высшей школы в формировании активных и ответственных граждан, способных противостоять асоциальным и, тем более, анти социальным искушениям.

Существенны также изменения в характере массовой культуре, образцы которой транслируются наиболее влиятельными каналами СМИ. Здесь следует отметить, что по этим каналам транслируются продукты, в которых  велико влияние норм криминальной субкультуры, насилия и асоциального поведения. Справедливости ради следует отметить позитивную тенденцию последнего времени, когда по федеральным каналам в прайм-тайм транслируются программы, ориентированные на приобщение массовой аудитории к ценностям высокой культуры, к общезначимым нормам культурным нормам.

Недостаточная эффективность системы социальной интеграции – результат и недостатков деятельности структур гражданского общества, призванных осуществлять «горизонтальный» социальный контроль. Здесь сказывается недостаточная вовлеченность граждан в структуры гражданского общества, в рамках которых формируются гражданские ценности, развивается мотивация граждан на  их участие в социально значимых движениях и проектах, являющегося важным механизмом социальной интеграции.

Сказывается также и определенная этическая индифферентность структур гражданского общества как результат ложно понимаемой ими толерантности. Примиренческая позиция к нарушению «соратниками» общепринятых моральных норм, а то и к случаям криминальных проявлений (прежде всего, коррупции) ведет к эрозии этического  фундамента, являющегося абсолютно необходимым условием  для эффективной социальной интеграции, минимизации тенденций маргинализации, «выбрасывания» за пределы общества части его потенциальных граждан.

В результате дисфункции системы социализации и социальной интеграции маргинализированные слои принимают позицию ценностного противостояния существующим общественным условиям. Следует отметить, что эти дефекты системы приводят к тому, что за «бортом» общества, а то в противостоянии ему оказываются активные и нравственно чувствительные люди, которые не приемлют социальную несправедливость, нарушения прав и свобод человека. При иных обстоятельствах, при более эффективной системе социальной интеграции они могли бы стать значимым ресурсом общественного и государственного развития нашей страны.

В числе ценностей, являющихся ценностным основанием такого противостояния, большую роль играют ценности религиозной и этической идентичности. Причем, ценностей в их радикальной интерпретации, т.е. воспринимаемых в качестве суперценностей, доминирующих над всеми другими. Соответствующая идентичность рассматривается как абсолютный императив, не допускающий какой-либо конкуренции.  Разделяющие такие ценности индивиды, зачастую, в результате складывания устойчивых социальных контактов, формируют соответствующие социальные образования. Группы, сформированные на такой основе, занимают радикальные, зачастую экстремистские позиции, т.к. их члены взаимно генерируют экстремистские позиции группы.

Следует отметить, что наиболее жестко эти радиальные и экстремистские группировки противостоят тем образованиям, которые по формальным признакам, казалось бы, занимают близкие позиции. Здесь работают механизмы «пограничной идентичности», установление жесткого отграничения от таких «близких» групп. Их они расценивают как «предателей».

Так, например, основной удар со стороны сторонников экстремистских квазиисламских образований приходится на сторонников традиционного ислама, в особенности на тех, кто выступает за организацию диалога с радикалами и экстремистами, перевода силового противостояния в русло содержательного диалога.

Такой характер противостояния  обусловлен не только обычным экстремальным рвением «неофитов», не готовых подвергать сомнению свои недавно приобретенные убеждения. Здесь также сказывается позиция лидеров экстремистских группировок, для которых диалог может привести к размыванию   сплоченности этих группировок, сужения и даже потери контроля над сторонниками.

При анализе процессов возникновения и функционирования радикальных и экстремистских организаций невозможно пройти мимо зарубежного участия в этих процессах. Это участие осуществляется непосредственно рядом иностранных государств или опосредованно через НКО или различные фонды. Они осуществляют подготовку будущих руководителей религиозных организаций или сообществ радикальной и даже экстремистской направленности. Здесь, прежде всего, следует выделить поддержку экстремистских групп салафитского направления.

Также невозможно пройти и мимо негативной роли отдельных СМИ и ряда журналистов в освещении фактов, подаваемых ими в качестве межнациональных и межрелигиозных конфликтов. Стремление к сенсациям, недостаточная профессиональная подготовка, а в отдельных случаях и радикальная оппозиционность приводят к искажениям фактов, к гиперболизации ситуации, к неумению выявить подлинные корни конфликтов, зачастую, не связанных ни с межнациональными, ни с межрелигиозными отношениями. Эти негативные проявления, к большому сожалению, не корректируются механизмами саморегулирования журналистского сообщества, призванными поддерживать  его профессиональные и этические нормы, блокировать негативное воздействие на межрелигиозный и межнациональный мир.

 

Межнациональные напряжения – результат нарушений экономических и социальных прав;

Процессы социальной маргинализации, являющиеся питательной средой  для рекрутирования радикальных и экстремистских группировок, в большой мере результат нарушения экономических и социальных прав граждан, попрания властями разного уровня принятых в нашем обществе нравственных норм и представлений.

Проявления социальной несправедливости особенно остро воспринимаются молодыми людьми, которые остро переживают факты оскорбления их  достоинства, несправедливости по отношению к родным и близким. Радикальные и экстремистские группировки, в том числе с использованием современных информационных технологий, успешно эксплуатируют соответствующие настроения, гипертрофируют социальные и государственные нестроения, идентифицируют остро неудовлетворенных людей и стремятся вовлекать их в свою деятельность.

В этой связи борьба с нарушениями прав  и свобод граждан, как отмечал в своем процитированном выше выступлении Президент России -первый барьер на пути формирования и развития межнациональных и межрелигиозных напряжений. Соответственно, активность гражданского общества его борьба против нарушений прав и свобод граждан, развитие системы общественного контроля выступают важным направлением профилактики межнациональных и межрелигиозных напряжений и конфликтов.

Одним из приоритетных направлений этой профилактики является обеспечение тесного взаимодействия структур общественного контроля и структур гражданского общества, ориентированных на гармонизацию межнациональных и межрелигиозных отношений в плане профилактики соответствующих напряжений и конфликтов.  

Приоритетным направлением преодоления уже возникших напряжений и конфликтов является их «деэтнизация» - выявление реальных криминальных, экономических, социально-политических и социокультурных проблем, обусловивших возникновение таких напряжений и конфликтов, доведение этой информации до широкой общественности, прежде всего, до слоев и групп, отдельных лиц, вовлеченных в рассматриваемые события.

Следует отметить важность использование обоснованных методов снижения напряженности уже возникших конфликтов с тем, чтобы избежать их чрезмерных издержек. Среди этих методов, прежде всего, можно выделить медиацию, обеспечивающую снижение напряженности, деэскалацию конфликта в ходе переговоров между его сторонами. В этой связи важной задачей  совместной деятельности ОП РФ и региональных общественных палат является создание развернутой сети медиации межнациональных и межрегиональных конфликтов, подготовки достаточного числа квалифицированных переговорщиков, способных оперативно купировать возникающие конфликты, обеспечить их деэскалацию и ликвидацию на условиях, приемлемых для основной части их участников.

 

Формирование общероссийской гражданской нации – приоритет гражданского общества.

Необходимым условием сохранения национального консенсуса, трансформации его в устойчивую социальную платформу для эффективного функционирования всей системы социальных институтов является расширение предмета национального консенсуса, включение в него  межнациональных и межрелигиозных отношений.

Оценки экспертов и  результаты социологических исследований показывают, что межнациональные и межрелигиозные отношения, как было показано выше, продолжают являться  предметом широкой озабоченности россиян. Одновременно они высоко ценят межнациональный и межрелигиозный мир и согласие, готовы поддержать разнообразные усилия государства и гражданского общества в установлении этого мира и согласия. По существу межнациональные и межрелигиозные отношения являются наиболее перспективным полем расширения национального консенсуса.

Задачей, решение которой необходимо на базе нового, расширенного консенсуса, является формирование общероссийской гражданской нации. Эта задача поставлена Стратегией межнациональных отношений до 2025г., утвержденной Президентом РФ. 

Решение этой задачи означает, что гражданская идентичность призвана стать объединяющей для всех россиян при бережном сохранении иных высоко значимых идентичностей. Уже сегодня, как показывают результаты социологических исследований, идентификация «россиянин» является наиболее распространенной.

Коллизии идентичностей

Следует отметить, что гражданская идентичность зачастую не является глубоко укорененной, не влечет за собой ясно осознаваемую и нравственно обусловленную гражданскую ответственность.  Гражданская идентичность пока не является преобладающей в системе регулятивного воздействия на различные аспекты социальной деятельности. Имеется ряд императивных ценностей, прежде всего, религиозного характера, которые для отдельных слоев и групп играют более значимую регулирующую роль. Налицо коллизия идентичностей.

В то же время эта коллизия не является непреодолимым барьером для формирования общероссийской гражданской нации.

Во-первых, ценности традиционных для нашей страны религий полностью соответствуют  ценностям патриотизма, справедливости и свободного выбора личной и национально-государственной судеб, лежащим в основе складывающегося этического консенсуса россиян. Большинство россиян, принадлежащих традиционным религиозным сообществам, одновременно демонстрируют приверженность ценностям, составляющий ценностный фундамент, прежде всего, российскому патриотизму. Социологические исследования показывают, что национальная принадлежность все меньше противоречит общероссийскому патриотизму. Все видели кадры, как огромные стадионы, на трибунах которых стоят представители многих народов страны, поют гимн России.

Во-вторых, имеющиеся определенные коллизии идентичностей не носят непреодолимого характера. Они вполне укладываются в реальные ценностные коллизии, характерные для индивидуального сознания большинства россиян. Имеющиеся в практической жизни коллизии идентичности преодолеваются на основе  терпимости, более того, укорененного в народной культуре уважения, с которым абсолютное большинство россиян относятся к национальным традициям и религиозным верованиям «других».

Такая ситуация, как известно из социальной теории и результатов социологических исследований, вполне характерна для современного общества, в котором различные сферы жизни регулируются специфическим набором ценностей, норм и моделей социального действия.

Конечно, всем известны случаи, когда действия мигрантов противоречат общепринятым в нашей стране нормам. Но уже уходят в прошлое случаи, когда определенные этнические группы «напоказ», намеренно попирали   общепринятые нормы и традиции. В основе еще бытующих эксцессов – недостаток культуры мигрантов, дефекты в деятельности миграционных служб, недостатки  в реализации системы социальной интеграции внешних и внутренних мигрантов.

Отказ от терпимости, как известно из социальной теории является признаком национальных и религиозных экстремистских сообществ, которые являются противниками (потенциальными или явными) существующего общественного и государственного устройства и, соответственно, напрочь выпадают из национального консенсуса.

Таким образом, формирование общероссийской гражданской нации связано со складыванием сложной, но гармоничной в своей основе системы различных идентичностей, в которой гражданская идентичность является всеобщей, высоко значимой, играющей значимую роль в регулировании политических, экономических и социальных отношений, но вовсе не претендующей на доминирование в духовной сфере.

·                       Усилия просветительских организаций;

Формирование и упрочение в массовом сознании представлений, необходимых для становления и развития общероссийской гражданской нации, является важной задачей всей системы образования и просвещения. В этой связи критически важно преодоление сектантских ориентаций системы образования на «школу компетенций», переориентацию этой системы на цели социализации и социальной интеграции, на создание системы патриотического и гражданского воспитания. Необходимо, чтобы ценности национального консенсуса: патриотизма, социальной справедливости, демократии, гражданской активности и гражданской ответственности стали реальным руководством для россиян во всех сторонах их социальной жизни.

Большая роль здесь принадлежит просветительскому сообществу. Но важно также, чтобы ценности нового национального консенсуса захватывали не только разум, но и чувство, без чего невозможен подлинно прочный нравственный фундамент российского общества. Соответственно, в формировании общероссийской гражданской нации предельно значима роль всех институций, выступающих наставниками нравственной жизни россиян, прежде всего, традиционных российских религий, национальных культурных сообществ, а также тех НКО, общественных движений и организаций, способных реализовать подобную высокую нравственную миссию.

Следует обсудить пути интеграции и координации деятельности институтов гражданского общества, просветительских организаций, религиозных сообществ, национальных объединений в деле формирования общероссийской гражданской нации. Важно при этом обращаться не только к разуму, но и к эмоциональным чувствам россиян. Ценности общероссийского гражданского общества, межнационального и межрелигиозного мира и согласия должны стать частью эмоционального и, соответственно, нравственного чувства большинства наших соотечественников.

 

Миссия религиозных и национальных культурных объединений.

В формировании общероссийской гражданской нации важное, ничем не заменимое место принадлежит религиозным и национальным культурным объединением. Необходимо, чтобы живое нравственное чувство, питающее их соответствующую идентичность, поддерживало эмоционально переживаемую общероссийскую идентичность, прежде всего, их российский патриотизм.  В условиях, когда в обществе отмечается явный дефицит людей, активно действующих в согласии с собственными убеждениями, крайне ценны группы людей, способных искренне и убежденно   послужить общественному благу. 

В российской истории отдельные религиозные и этнические сообщества демонстрировали высокую социальную сплоченность и следование в социальной и хозяйственной жизни высоким нормам, принятым в своей среде. Многие наши социальные и экономические достижения – их заслуга.

Использование возможностей этих групп и сообществ наталкивается на многие стереотипы, как унаследованные от прошлого, так и благоприобретенные за последние десятилетия. Многие такие сообщества культивируют собственную исключительность, противостояние «нечестивому» окружению. Во структурах гражданского общества все еще распространены подозрительность и даже нетерпимость к социальной активности различных конфессиональных и этнических сообществ, прежде  всего, к РПЦ.

Здесь сказывается недостаточная осведомленность нашего общества о реализованных социальных проектах, реализуемых традиционными отечественными религиозными и национальными культурными сообществами.

Взаимные нетерпимость и подозрительность умножают их далеко не лучшие устремления. На низовом уровне этих сообществ хватает активизма неофитов, зачастую граничащего с экстремизмом.

Следует отдать должное: между руководителями этнических и религиозных сообществ сложились отношения взаимоуважения и диалога. Более того, многих руководителей таких сообществ связывают отношения личной дружбы. Эти отношения являются образцом для всего гражданского общества и создают предпосылки для обогащения всего нашего общества ценностями и нормами морали, культивируемыми в таких сообществах.

Важная задача гражданского общества - создание институций по информированию всего нашего общества о лучших нравственных образцах и повседневных практиках различных сообществ нашей страны. Это путь, как к упрочению взаимного уважения, так и к обогащению нашей жизни.

Устроение внутренней жизни религиозных и этнических сообществ – безусловно, предмет их собственных усилий. Любые высказывания по данному вопросу требуют большого такта, понимания, что речь идет о смыслах жизни многих россиян, искренне и глубоко приверженных  внутрисредовым ценностям. 

В то же время эти сообщества объективно не могут существовать вне гражданского общества России и, соответственно, совсем вне дискуссии относительно норм их жизни, соответствия этих норм нашим общим целям и задачам.  Здесь возникает необходимость выработки неких общепризнанных форматов взаимодействия. Недопустимы, ни герметичная замкнутость, ни высокомерные попытки вещать от имени «мирового сообщества» или «общечеловеческих ценностей». 

Значение деятельности этнических и религиозных сообществ по предотвращению розни и конфликтов, по упрочению гражданского мира и складыванию общероссийской гражданской нации обусловливают необходимость их дальнейшей институциализации. Речь не идет о  формализации и бюрократизации. Важно их облагораживающее социальное влияние. Нормы и правила, устанавливаемые этими сообществами, должны стать жестким барьером для роста межнациональной и межконфессиональной напряженности, на пути экстремистских устремлений и действий. Чтобы эти нормы стали большим запретом антисоциальных действий, чем нормы Закона.

Сами эти сообщества должны стоять на страже соблюдения своими сочленами собственных норм. Речь не идет о подмене правоохранительных органов, но о все более действенном моральном воздействии.

Осуществление этой высокой миссии этническими и конфессиональными сообществами  станет кардинальным сдвигом в развитии российского гражданского общества. Его же долг оказать всемерную поддержку усилиям этих сообществ, направленных на общее благо.

Всего этого очень трудно добиться в преимущественно секулярном обществе, в достаточно специфических условиях России. Но в обществе, переживающим религиозный ренессанс, где для многих миллионов россиян столь важны вопросы смысла их жизни, решение этих задач – не утопия, но предмет осмысленных, упорных усилий.

Фотоматериалы

 

Просмотров: 716 | Добавил: Юрий | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz